У истоков ИСККОН

В 1976 г в храме ИСККОН в Хайдерабаде Шрила Прабхупада отчитывал двух своих учеников за плохую организацию распространения прасада на прошедшем фестивале. Во время долгой беседы с ними Шрила Прабхупада вновь и вновь повторял, что готов, если потребуется, сам оплачивать приготовление и раздачу прасада – лишь бы люди получали прасад хорошего качества. "Успеха моему движению я добился просто благодаря воскресным пирам" – сказал он им. "Ко мне приходили не за тем, чтобы слушать Харе Кришна. Люди приходили на воскресные пиры. С самых ранних дней, когда я еще жил на Второй Авеню, 26, каждое воскресенье я угощал замечательным прасадом по меньшей мере двести человек. И, по крайней мере, 15 или 20 каждый день. Я готовил все сам. Так началось мое движение."

Во всех своих книги, беседах и лекциях Шрила Прабхупада старается донести до нас одну и ту же мысль: "Щедро раздавайте прасад!"

Движение сознания Кришны основано именно на этом принципе: все время петь и повторять мантру Харе Кришна, как в храме, так и на улице, и угощать прасадом как можно больше людей… Широкое распространение прасада и санкиртана принесут людям мир и благоденствие.

Шримад-Бхагаватам 4.12.10, комментарий

Описывая церемонию аннакута, которую проводил Шри Мадхавендры Пури, Шрила Прабхупада указывает: "Такую деятельность (массовую раздачу прасада) следует проводить повсеместно."

Шрила Прабхупада объяснил, что главными средствами проповеди являются киртан и распространение прасада.

Достаточно просто киртана и раздачи прасада. Так обычно делал Чайтанья Махапрабху. Он не говорил о философии со всеми подряд. Киртан и распространение прасада. Итак, мы можем проводить очень хорошие киртаны, и если люди после этого придут и примут немного прасада, это и есть проповедь. Вам нужно поддерживать подобный стандарт и следить, чтобы продолжался киртан и распространялся прасад.

Шрила Прабхупада, Бхуванешвар 1977 г.

Шрила Прабхупада всегда на своем собственном примере показывал, как важен прасад для очищения обусловленных душ. Он всегда настаивал на том, чтобы гость принял хотя бы немного Кришна–прасада. И для этого имелось веское основание, как он объяснил Читcукхананде дасу в 1975 г: "Только с помощью служения. Ты можешь понять Бога, просто служа Ему. Другого пути нет. А вера начинается с языка. Понимаешь? Поэтому нам советуют петь и принимать прасад. Затем разовьется вера. Севонмукхе хи джихвадау… Вера начинается с языка." В письме Упендре, написанном в 1968 г Шрила Прабхупада объясняет более подробно: "Если нам удастся изменить материальную природу языка, изменяя его наклонности в речи и еде, тогда и другие чувства очистятся сами собой. А с помощью очищенных чувств мы сможем служить Кришне. Поэтому мы должны стараться как можно больше петь и вкушать прасад Кришны."

С самых первых дней проповеди в Нью-Йорке для Шрилы Прабхупады становилось все более и более очевидным, что если он хочет оказать сколь-нибудь существенное влияние на американскую молодежь, то наряду с ее обучением трансцендентному знанию, необходимо изменить ее привычки питания. "Мясоеды не могут понять Бога", – говорил он. "Чтобы понять все эти вещи, нужен очень уравновешенный ум, но те, кто ест мясо, пребывают в сильном беспокойстве. Им не под силу этого понять. Данный предмет очень, очень сложен для их понимания."

Успех бесплатных пиров Шрилы Прабхупады в Нью-Йорке сделал воскресные пиры неотъемлемым атрибутом храмов ИСККОН. На протяжении последующих лет один за другим по всему миру стали открываться рестораны "Говинда", кафе Кришны и центры "Пищи жизни".

"Нас будут называть кухонной религией" – говорил Шрила Прабхупада. В письме Сатьяджиту дасу он пишет: "Мы завоюем всю Индию и весь мир, занимаясь подобной деятельностью (распространением прасада) от имени Кришны."

День "Харе Кришна – Пир на весь мир" – попытка ИСККОН исполнить желание Шрилы Прабхупады распространить прасад "повсеместно". Таким образом, его последователи надеются привлечь внимание людей всего мира удивительному состраданию и дару предвидения, которыми обладал Шрила Прабхупада. Благодаря его личному примеру и неустанным усилиям миллионы людей по всему миру были спасены от недоедания и голода – и материального, и духовного.

Прияврата дас