До "начала" творения

Собственно материальное творение начинается еще до начала материального творения – в вечности. Начинается оно с того, что Кришна, изначальная личность, распространяет себя в свою первую экспансию – Господа Балараму. Господь Баларама почти неотличен от Кришны – разве что цветом Своего трансцендентного тела и необыкновенным "эксцентричным" настроением. Кроме того, Господь Баларама испытывает огромное блаженство, считая Себя слугой Кришны, таким образом, подтверждая утверждение екала ишвара кришна – ара сарва бхритйа: т. е. Кришна – единственный господин, а все остальные – Его слуги. Господа Балараму называют Верховной Личностью Бога-слуги.

Затем Господь Баларама распространяет себя в первую экспансию чатур-вьюхи, которая проявляет Свои игры в Матхуре и Двараке. Это Васудева (Кришна как сын Васудевы), Санкаршана (Баларама), Прадьюмна и Анируддха. Господь Санкаршана является источником бесчисленных форм Нараяны на планетах Вайкунтхи. Господь Нараяна распространяет себя во вторую форму чатур-вьюхи – Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анируддхи. Санкаршана является источником всех джив, как обусловленных, так и находящихся на планетах Вайкунтхи, Прадьюмна – источником их разума, Анируддха – ума, а Васудева – их вечным объектом поклонения.

Сама по себе материальная энергия также существует вечно. В форме инертной прадханы или Причинного Океана Каранодака она подобна небольшому облачку в бескрайнем духовном небе и содержит в себе в непроявленной форме все материальные элементы. Господь Санкаршана, принадлежащий ко второй чатур-вьюхе, распространяет Себя в первую экспансию пуруша-аватары – Маха-Вишну (пуруша-аватары – это аватары, в которых Господь осуществляет Свои игры материального творения). Господь Маха-Вишну ложится на воды Причинного Океана на ложе змея Ананта-шеши (который также является экспансией Господа Санкаршаны) и погружается в мистический сон йога-нидру.

Мистический сон Господа – это проявление Его внутренней энергии йога-майи. Кришна уполномочивает йога-маю осуществлять "расстановку декораций" для Своих игр в духовном мире – настолько, что Она вводит в заблуждение даже Самого Кришну. Под ее влиянием Кришна всерьез испытывает страх, когда Мама Яшода гонится за ним с хворостиной.

Точно также под ее влиянием пастушок Шридама с вызовом обращается к Кришне: "Кем Ты вообще Себя возомнил? Ты думаешь, что Ты убил Путану? Но ведь все знают, что она встретила свой конец благодаря силе ведических мантр, которые читали брахманы. Или Ты думаешь, что это Ты расправился с Агхасурой? Но вспомни – кроме Тебя в его пасти были тысячи других пастушков. Поэтому еще неизвестно кто из них заставил его оставить тело. Или Ты хвастаешь, что поднял холм Говардхан? Но на самом деле, холм Говардхана был так доволен поклонением, которое совершили ему обитатели Вриндавана, что просто сам взлетел в воздух и парил там в экстазе. И вообще, не бахвалься, потому что, наверное, уже все знают, что совсем недавно тебя с легкостью смогла победить в состязании даже моя старшая сестренка (Шримати Радхарани)!"

Кришну называют Мадана-моханом, то есть Тем, кто очаровывает самого Купидона. Но Шримати Радхарани называют Мадана-мохана-мохини – Той, кто очаровывает Мадана-мохана. Лакшмиджи, супруга Господа Маха-Вишну является экспансией Шримати Радхарани. Шримати Радхарани или Лакшмиджи является олицетворенной "сутью" всей духовной энергии Господа или йога-маи.

Точно также как йога-мая вводит в трансцендентную иллюзию обитателей духовного мира, ее тень, внешняя энергия маха-мая или просто мая, вводит в иллюзию обусловленные живые существа и обеспечивает призрачное разнообразие материального мира. Говорится, что когда Господь изъявляет желание проявлять Свое материальное творение (заметим, это опять существует в вечности), Он бросает взгляд на материальную природу, приводя, таким образом, ее в движение. Но Господь никогда не общается с майей непосредственно – Он общается лишь со Своей внутренней энергией, которая является Его возлюбленной вечной супругой. Лишь Она одна является объектом трансцендентного взгляда Господа. По одному взгляду Она понимает желание Своего божественного супруга сотворить этот материальный мир, дав, таким образом, невезучим живым существам попытаться удовлетворить свои материальные желания, разочароваться и, в конце концов, вернуться назад домой к Богу. И ее стремление удовлетворить это желание отражается в том, что материальная энергия, ее тень, приходит в возбуждение. Это было вступление к драме материального творения, которое имеет место в вечности.

Поскольку Господь постоянно поглощен Своими играми с вечными спутниками, добровольно отдавая себя под влияние йога-майи, Он, подобно спящему, лично никак не проявляет Себя в делах материального мира. Это делают за Него Его уполномоченные энергии. Поэтому влияние йога-майи по-другому называют йога-нидрой или трансцендентным сном. В подобном состоянии находятся освобожденные преданные Господа, тела которых полностью одухотворены, занятые в трансцендентном любовном служении Господу, и сознание которых постоянно сосредоточено на лилах Шри Шри Радха-Мадхавы.