Атьяхара (накопительство)

Поддержание жизни невозможно без деятельности, и, следовательно, человек вынужден трудиться. Тот, кто работает только ради себя, уподобляется животному и теряет право называться человеком. Трансформация деятельности в преданное служение называется бхакти-йогой. Господь говорит:

нāтй-аш́натас 'ту його 'сти
на чаикāнтам анаш́натах̣
на чāти-свапна-ш́ӣласйа
джāграто наива чāрджуна

йуктāхāра-вихāрасйа
йукта-чешт̣асйа кармасу
йукта-свапнāвабодхасйа
його бхавати дух̣кха-хā


наива кин̃чит каромӣти
йукто манйета таттва-вит
паш́йан̃ ш́р̣н̣ван спр̣ш́ан̃ джигхранн
аш́нан гаччхан свапан ш́васан

пралапан виср̣джан гр̣хн̣анн
унмишан нимишанн апи
индрийāн̣ӣндрийāртхешу
вартанта ити дхāрайан

Если человек ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или слишком мало, он не станет йогом, о Арджуна. Тому, кто соблюдает режим сна, отдыха и работы, йога поможет облегчить материальные страдания. Тот, кто пребывает в божественном сознании, хотя и видит, слышит и осязает, обоняет, вкушает, движется, спит, дышит, всегда внутренне понимает, что ничего не делает, ибо разговаривая, опорожняя кишечник, наполняя его, открывая и закрывая глаза, он всегда знает, что это лишь материальные чувства взаимодействуют с их объектами, но сам он остается в стороне.

Бхагавад-Гита, 6.16-17, 5.8-9

Хотя эти наставления предназначены для гьяни, они полезны и преданным. В заключительном стихе Бхагавад-Гиты говорится о шаранагати, или полном предании. Он призывает отвергнуть кармическую деятельность и философские размышления и научиться видеть во всем милость Господа. В том и состоит чистое преданное служение.

анāсактасйа вишайāн
йатхāрхам упайун̃джатах̣
нирбандхах̣ кр̣шн̣а-самбандхе
йуктам̇ ваирāгйам учйате

прāпан̃чикатайā буддхйā
хари-самбандхи-вастунах̣
мумукшубхих̣ паритйāго
ваирāгйам̇ пхалгу катхйате

Тот, кто ни к чему не привязан, но использует все в служении Кришне, занимает верное положение и полностью отрешается от чувства собственности. С другой стороны тот, кто отвергает все, не видя его связи с Кришной, не так совершенен в своем отречении.

Бхакти-расамрита-синдху, 2.255-256

Фактически эти два стиха говорят о необходимости изъять атьяхару из своей жизни. Если человек берет что-либо лично для себя – это атьяхара. Если принимать объекты чувств как милость Господа, в количестве, необходимом и полезном для преданного служения, то это не атьяхара, а юкта-вайрагья. Шриман Махапрабху советовал принимать только то, что действительно нужно и приходит без особого труда, не привязываться к приходящему и повторять имя Кришны. Он говорил, что глупо тяжело работать ради чуть более богатой пищи и одежды. Принимайте освященный бхагават-прасад, который легко доступен.

Брать больше, чем необходимо, опасно, так как человеком снова может завладеть материализм. С тем же, не следует пренебрегать нуждами тела, так как оно является средством поклонения и должно быть защищено. Так живет преданный.

Материалист живет нуждами своего языка, удовлетворяя чувство голода всеми, не важно, дозволенными или нет способами. Смысл наставления "обуздывать побуждения языка и желудка" состоит в том, что язык нужно занимать служением, а не становиться его слугой.

Наставление отвергнуть атьяхару – важное правило для садхаки, хотя для каждого ашрама оно будет применяться по-разному.

Семейным людям позволительно откладывать средства. Они обязаны зарабатывать на жизнь в соответствии с религиозными принципами и делать сбережения. Заработанные деньги грихастхи должны использовать в служении Господу, преданным, гостям, членам семьи и для личных нужд. Если же семьянин становится скрягой и, забывая о целях жизни, копит средства ради самих средств, ему будет сложно получить милость Господа. Поэтому накапливать сверх меры и зарабатывать слишком много – без сомнения атьяхара.

Санньяси, ванапрастха или брахмачари не должны заниматься накопительством. Если он не удовлетворен тем, что Господь посылает ему через других на день, и пытается просить еще, про запас, он повинен в атьяхаре.

Пусть и грихастхи, и представители других ашрамов внимательно отнесутся к вышесказанному. Отбросив атьяхару, каждый может обрести милость Кришны, занявшись преданным служением.