Праяса (чрезмерные усилия)

Праяса, чрезмерные усилия или бесполезный труд, мешают развитию преданности, а духовная жизнь – это не что иное, как чистая преданность Верховному Господу. Преданность не может быть определена никакими другими критериями, кроме полного вручения себя на милость лотосоподобных стоп Верховного Господа.

Полная преданность и подчиненность – это вечные и неотъемлемые обязанности живых существ, и потому только они являются естественной склонностью и насущной потребностью души. Здесь нет нужды в праясе; но обусловленной душе ее небольшое количество все же необходимо, поскольку поначалу преданное служение дается с усилием. Кроме этой незначительной праясы все остальные виды праясы бесполезны.

Праяса бывает двух типов: гьяна-праяса и карма-праяса. Цели гьяна-праясы: кеваладвайта – единство, саюджья – слияние и брахма-нирвана – погружение во Всевышнего. Гьяна-праяса враждебна духовной жизни и далека от постижения Господа. Преданность – это единственный путь к лотосоподобным стопам Господа.

нāйам āтмā правачанена лабхйо
на медхасā на бахунā ш́рутена
йам еваиша вр̣н̣уте тена лабхйас
тасйаиша āтмā вивр̣н̣уте танум̇ свāм

Верховного Господа нельзя постичь ни с помощью искусных объяснений, ни могучим умом, ни даже долгим слушанием. Его может обрести только тот, кого Он Сам выбирает. Лишь избранным Он являет Свой образ.

Мундака-упанишад, 3.2.3

Чтобы еще точнее определить праясу, Господь Брахма говорит:

ш́рейах̣-ср̣тим̇ бхактим удасйа те вибхо
клиш́йанти йе кевала-бодха-лабдхайе
тешāм асау клеш́ала ева ш́ишйате
нāнйад йатхā стхӯла-тушāвагхāтинāм

Мой дорогой Господь, преданное служение Тебе – единственное благо и путь духовного продвижения. Если человек оставляет его ради словесных прений и философствований о пустом и считает материальный мир иллюзией, он подвергает себя большим искушениям. Единственной наградой за его бесполезный труд станут проблемы. Усилия такого человека подобны обмолачиванию рисовой шелухи.

джн̃āне прайāсам удапāсйа наманта ева
джӣванти сан-мукхаритāм̇ бхавадӣйа-вāртāм
стхāне стхитāх̣ ш́рути-гатāм̇ тану-вāн̇-манобхир
йе прāйаш́о 'джита джито 'пй аси таис три-локйāм

О мой Господь Кришна! Преданный отвергает путь пустословия и сухой философии (гьяна-праясу), цель которых – слияние с бытием Всевышнего. Он внимательно слушает о Тебе от истинных садху, святых, и при этом честно исполняет свои обязанности в обществе. Только он может завоевать Твою благосклонность и милость, несмотря на то, что Ты – аджита, непобедимый.

Шримад-Бхагаватам, 10.14.3

Философия монизма делает человека демоном, а не ведет к познанию Абсолютной Истины. Знание об отношениях души и Бога чисто, спонтанно и не имеет нужды в праясе. Суть духовного знания раскрывается в чатур-шлоке (четырех главных стихах Бхагаватам). Оно заключается в понимании непостижимого одновременного тождества и различия, ачинтья-бхедабхеда. Знание ждет пробуждения в сердце человека. Господь – точно духовное солнце, а живые существа подобны пылинкам солнечного света. Без помощи Господа невозможно найти свое изначальное "я". Природа и насущная потребность души – зависеть от Господа и всем сердцем служить Ему. Такое настроение наиболее естественно для живого существа и является его дхармой.

У обусловленной души желание следовать дхарме почти не проявлено и пробуждается лишь благодаря садхане, духовной практике. Усилия в преданном служении отличаются от стараний на пути кармы и гьяны.