Джана-санга (общение с мирскими людьми)

Хорошим примером служит история, произошедшая с Бхагаван-ачарьей, великим преданным Господа. У Бхагаван-ачарьи был брат по имени Гопал Бхаттачарья. Господь Чайтанья недолюбливал его, поскольку тот был маявади, и встречался с ним лишь изредка, и то лишь из уважения к Бхагаван-ачарье. Однажды Бхагаван-ачарья попросил Сварупу Дамодару послушать объяснения Веданты Гопалом, на что тот в гневе, вызванном его великой любовью к Бхагаван-ачарье, ответил:

буддхи бхрашт̣а хаила томāра гопāлера сан̇ге
мāйāвāда ш́унибāре упаджила ран̇ге

ваишн̣ава хан̃ā йебā ш́āрӣрака-бхāшйа ш́уне
севйа-севака-бхāва чхāд̣и' āпанāре 'ӣш́вара' мāне

Общаясь с Гопалом, ты потерял разум, и потому тебе захотелось послушать философию маявады. Тот, кто слушает Шарирака-бхашью, комментарий маявади на Веданта-сутру, теряет сознание Кришны. Он забывает, что господином является Господь, а живое существо – Его слуга. Он начинает считать себя Верховным Господом.

Чайтанья-Чаритамрита, Антья-лила 2.94-95

Не согласны с верховным положением Господа, воспетого в Ведах, лишь атеисты. Их умы осквернены ложными аргументами; общаясь с ними, человек теряет преданность Богу.

Общение с искателями удовольствий губительно для преданного. Те, кто видят цель жизни лишь в удовлетворении чувств, завидуют всем и каждому, они готовы на все ради исполнения своих желаний, а когда выходит не так, как они хотели, начинают поносить Бога и преданных. Ссоры, споры и погоня за наслаждениями – вот смысл их жизни.

Чем больше наслаждений, тем сильнее власть желаний. У материалистов не находится времени, чтобы говорить и слушать о Кришне. Чем бы они ни занимались – благочестивой деятельностью или греховной – они все так же далеки от познания собственной сущности. Поэтому в Чайтанья-Чаритамрите Рагхунатха дас Госвами говорит:

вишайӣра анна кхāиле малина хайа мана
малина мана хаиле нахе кр̣шн̣ера смаран̣а

Когда человек есть пищу, приготовленную материалистом, его сознание затуманивается, а неясным умом сложно видеть Кришну.

Чайтанья-Чаритамрита, Антья-лила 6.278

Те, кто берут от жизни лишь то, что необходимо для поддержания души в теле, не считаются грубыми материалистами, если осознают себя вечными слугами Кришны.

Материалисты – это люди, которые живут лишь чувственными радостями. Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты. Тот, кто поддерживает тесную дружбу с такими людьми, по существу ничем не отличается от них, так как в глубине души желает того же. Существует категория людей, которые, не наслаждаясь сами, получают удовольствие от общения с искателями мирских развлечений. Дурной пример заразителен, поэтому от такого общения стоит отказаться.

Есть люди, просто привязанные к удовольствиям, и те, кто попал в зависимость от своих чувств. Общение с последними наиболее опасно.

Преданные, неравнодушные к удовольствиям, также бывают двух типов. Первые считают Господа частью своего чувственного наслаждения, вторые же наслаждаются в рамках заповедей религии, помещая Кришну в центр своего счастья. Просто рядясь в одежды отшельника, человек не теряет вкус к радостям жизни. Даже поселившись в лесной хижине или пещере, человек сохраняет свои наклонности к накопительству и удовольствиям. С другой стороны, есть те, кто внешне мало отличаются от материалистов, они без жадности используют все, что имеют в поклонении Господу Хари.

Лучше общаться с ними, а не с тем, кто живет лишь ради чувственного счастья. Следует заняться преданным служением в одиночестве или, если повезет, в обществе истинных преданных.