Лаульям (жадность)

Попадая во власть ложного эго, разум оскверняется материализмом. Влияние истинного эго, отождествления себя со слугой Кришны, очищает. Веды говорят, что тот, кто понимает это, – разумен. Душа выше, чем разум, потому что разум – всего лишь качество души.

Когда человек принимает, что он чистая душа, естественным образом проявляется его духовное эго, и он начинает считать себя слугой Кришны. Тогда очищенным разумом он отвергает материализм и принимает духовную жизнь. У человека остается одно желание – служить Кришне, а материальные привязанности он отсекает, считая их пустыми. Когда живое существо занимает такое положение, его называют стхита-прагья, трансцендентным, или стхита-дхи, утвердившимся. Разум, наделенный духовной энергией, становится устойчивым и под его управлением ум берет под контроль чувства, направляя их в нужное преданному русло и вырабатывает правильное отношение к объектам чувств (индриясья артхе). Этот процесс обуздания чувств в преданном служении называется индрия ниграха. Никакие ухищрения сухих философов и аскетов не дают возможности в такой же мере овладеть чувствами.

вишайā винивартанте
нирāхāрасйа дехинах̣
раса-варджам̇ расо 'пй асйа
парам̇ др̣шт̣вā нивартате

Воплощенная душа может удерживать чувства, хотя вкус к их наслаждению еще есть. Но, испытав высший вкус, душа теряет интерес к майе и утверждается в сознании Кришны.

Бхагавад-Гита, 3.42

Вот настоящий контроль чувств. Человек должен одухотворить чувства и управлять ими с помощью ума, а также одухотворить ум и управлять им с помощью разума. Так можно победить лаулью. Когда разум в беспокойстве, сосредоточиться невозможно. Беспокойный ум мечется, погружаясь то в карму, то в йогу, иногда в сухое отречение, а порой в холодное знание, но бхакти укрепляет разум.

йат кармабхир йат тапасā
джн̃āна-ваирāгйаташ́ ча йат
йогена дāна-дхармен̣а
ш́рейобхир итараир апи

сарвам̇ мад-бхакти-йогена
мад-бхакто лабхате 'н̃джасā
сваргāпаваргам̇ мад-дхāма
катхан̃чид йади вāн̃чхати

на кин̃чит сāдхаво дхӣрā
бхактā хй екāнтино мама
вāн̃чхантй апи майā даттам̇
каивалйам апунар-бхавам

Все, чего можно достичь с помощью кармической деятельности, покаяний, знания, отрешенности, мистической йоги, благотворительности, исполнения всех остальных методов совершенствования жизни, с легкостью достигается Моим преданным, который с любовью служит Мне. Если по какой-то причине Мой преданный желает достичь рая, освобождения или Моей обители, он без труда обретет и эти благословения. Поскольку Мои преданные обладают безупречным нравом и глубоким разумом, они полностью посвящают Себя Мне и не желают ничего иного. Даже когда Я предлагаю им освобождение от рождения и смерти, они не принимают его, поскольку считают, что величайшее счастье – это радость служения Мне.

Шримад-Бхагаватам, 11.20.32-34

Приняв во внимание сказанное, преданный стремится укрепить разум в преданном служении.

Жадность нужно занять в служении Кришне. Следует победить жажду материальных наслаждений с помощью метода, который был описан выше. Вот почему говорится, что жадные и похотливые не могут очиститься лишь одной йогой, пытаясь следовать яме и нияме.

йамāдибхир йога-патхаих̣
кāма-лобха-хато мухух̣
мукунда-севайā йадват
татхāтмāддхā на ш́āмйати

Обуздав чувства с помощью практики йоги, несомненно, можно освободиться от беспокойств, причиняемых желаниями и похотью, но этого недостаточно, чтобы удовлетворить душу.

Шримад Бхагаватам, 1.6.35

Удовлетворение душе приносит только преданное служение Личности Бога, ш́амо ман-ништ̣хатā буддхер – "равновесие ума достигается погружением разума в Меня" (Шримад Бхагаватам, 11.19.36). Развитие стремления к служению Кришне, служению вайшнавам и повторению святых имен позволяет избежать тяги к вещам низшего порядка. Материальная жадность уменьшается пропорционально развитию жадности к служению. Удачлив тот, кто жадно стремится служению враджа-васи. Эта жадность поможет ему обрести качества, необходимые для практики рага-бхакти.

Преданность уменьшается, когда побеждает жадность к еде, курению и спиртному. Жадность к вину, богатству и женщинам противоречит принципам преданного служения, чтобы служение стало совершенным, нужно навсегда отказаться от этих греховных желаний. Жадность к плохому, да и к хорошему, но далекому от служения Кришне, бесполезна, тогда как жадное стремление к Кришне является причиной всех благословений. Вот так описана жадность махаджан к беседам о Кришне:

вайам̇ ту на витр̣пйāма
уттама-ш́лока-викраме
йач чхр̣н̣ватāм̇ раса-джн̃āнāм̇
свāду свāду паде паде

Мы никогда не устаем слушать о трансцендентных играх Личности Бога, прославляемого в гимнах и молитвах. Те, кто развил вкус к трансцендентным отношениям с Ним, ежесекундно наслаждаются, слушая повествования о Его играх.

Шримад-Бхагаватам, 1.1.19

Жадность к Кришне сопровождается адарой, почтением. Позже мы обсудим это подробно.