Нишчая (уверенность)

В Шри Упадешамрите Шрила Рупа Госвами говорит, что садхака должен быть уверен в правильности избранного пути. Пока человек не обрел уверенность, сомнения неизбежны. Сомневающиеся не получат полного блага от преданного служения. Откуда взяться чистому преданному служению, если в сердце сомнения?

аджн̃аш́ чāш́раддадхāнаш́ ча
сам̇ш́айāтмā винаш́йати
нāйам̇ локо 'сти на паро
на сукхам̇ сам̇ш́айāтманах̣

Но невежественные и неверующие люди, которые сомневаются в словах богооткровенных писаний, не способны обрести сознание Бога. Они опускаются все ниже и ниже. Сомневающаяся душа не знает счастья ни в этом мире, ни в следующем.

Бхагавад-Гита, 4.40

Тот, кто имеет веру, безусловно, свободен от сомнений, поскольку слово "вера" подразумевает твердую уверенность. Однако пока в душе есть сомнения, твердой уверенности быть не может. Воистину верующие люди свободны от сомнений.

Шри Чайтанья Махапрабху призывал вайшнавов к осознанию трех истин: самбандхи, абхидхеи и прайоджаны. Начать следует с того, что ведическая литература – единственный непререкаемо авторитетный источник познания. Чтобы установить истину, человеку необходимо опираться на что-то в своих убеждениях. Единственное свидетельство, которое можно считать авторитетным и принять – это свидетельство, получаемое по цепи ученической преемственности. Существует девять понятий, толковать которые можно только на основе ведических источников. Разные шастры приводят свидетельства различных категорий. В качестве таковых одни называют пратьякшу, или непосредственное восприятие, другие – ануману, или теоретическое толкование, а некоторые упаману, аналогии. Другие книги дают еще более ненадежные ссылки. Однако Веды, на которые указывал Шриман Чайтанья Махапрабху, считают все эти свидетельства вспомогательными.

Все, что существует в этом мире, можно поделить на две категории: познаваемое и нет. Материальные объекты постижимы, их понимание само собой приходит в процессе размышления. Духовная природа – нет, ибо ее невозможно воспринять с помощью скудного запаса эмпирических знаний. Без самоосознания невозможно понять нематериальные вещи. Поэтому такие источники доказательств, как пратьякша, добывающие истину в спорах, не способны проникнуть в непостижимые предметы. Вот почему в Бхакти-расамрита-синдху (цитата из Махабхараты, Удьога-парва) утверждается:

ачинтйāх̣ кхалу йе бхāвā
на тāм̇с таркен̣а йоджайет
пракр̣тибхйах̣ парам̇ йач ча
тад ачинтйасйа лакшан̣ам

Суть ачинтьи невозможно постичь с помощью споров. Она пребывает за пределами двадцати четырех элементов материальной природы.

Пратьякша и анумана не могут проникнуть в эту область. Самоосознание является единственным способом проникновения за завесу тайны непостижимого. Для обычных людей самоосознание почти невозможно. Видя ужасающее безумие людей, самый милостивый Верховный Господь дал им Веды. Вот слова Чайтаньи Махапрабху:

мāйā-мугдха джӣвера нāхи сватах̣ кр̣шн̣а-джн̃āна
джӣвере кр̣пāйа каилā кр̣шн̣а веда-пурāн̣а

веда-ш́āстра кахе-'самбандха', 'абхидхейа', 'прайоджана',
'кр̣шн̣а'-прāпйа самбандха, 'бхакти'-прāптйера сāдхана

абхидхейа-нāма 'бхакти', 'према'-прайоджана
пурушāртха-ш́ироман̣и према махā-дхана

Обусловленная душа не способна возродить в себе сознание Кришны собственными усилиями и потому беспричинно милостивый Господь Кришна дал людям Веды и в дополнение к ним Пураны. Они содержат самбандху, знание о вечных взаимоотношениях живого существа и Кришны, абхидхею, метод их восстановления и прайоджану, описание пути домой, к Богу. Преданное служение или деятельность ради удовлетворения Господа называется абхидхеей, поскольку она может развить изначальную любовь живого существа к Богу. Она – цель жизни и величайшее богатство человека. Такова наука любовного служения Господу.

Чайтанья-Чаритамрита, Мадхья-лила 20.122,124-125