Санга-тьяга (отказ от общения с непреданными)

В Шри Упадешамрите Шрила Рупа Госвами говорит, что преданность человека усиливается благодаря следованию таким правилам, как утсаха, нишчая, дхайрья, тат-тат-карма-правартана, санга-тьяга и сад-вритти, т. е. если он старается вести образ жизни преданного. Из этих правил утсаха, нишчая, дхайрья и тат-тат-карма-правартана уже были обсуждены и предыдущих главах.

Сейчас я попытаюсь раскрыть значение слова санга-тьяга. Есть два вида санги: общение и привязанность. Пагубно сказывается на бхакти общение двух видов: с непреданными и женщинами. Привязанности также бывают двух видов: к убеждениям и предрассудкам и к собственности. Те махатмы, которые желают достичь совершенства в преданном служении, должны бороться с дурным общением и привязанностями. Иначе это вредное влияние постепенно и неизбежно разрушит их жизнь. Помните слова Господа из Бхагавад-Гиты:

дхйāйато вишайāн пум̇сах̣
сан̇гас тешӯпаджāйате
сан̇гāт сан̃джāйате кāмах̣
кāмāт кродхо 'бхиджāйате

кродхāд бхавати саммохах̣
саммохāт смр̣ти-вибхрамах̣
смр̣ти-бхрам̇ш́āд буддхи-нāш́о
буддхи-нāш́āт пран̣аш́йати

Из привязанности рождается вожделение, из вожделения – гнев. Гнев порождает полное заблуждение, а заблуждение затмевает память. Вслед за памятью пропадает разум, и тогда, лишившись разума, человек снова погружается в пучину материальной жизни.

Бхагавад-Гита, 2.62-63

Запретное общение увеличивает материальные привязанности, а чем они сильнее, тем меньше вера в высшую цель жизни. Живое существо по своей сути духовно, но обусловленное майей и обманутое ложной гордостью и невежеством, оно забыло о своем изначальном положении. В чистом состоянии душа свободна от влияния майи. В божественном мире общение духовно, а потому столь желанно. Духовная санга необходима, а мирская – неприемлема. Санга оскверняется невежеством из-за общения с непреданными и привязанностью к собственности. Обрести свободу от неприемлемой санги и означает достичь освобождения.

Что есть неприемлемая санга? Рассмотрим общение с непреданными. Кого считать непреданным? Тех, кто не подчиняется Господу, как, например, гьяни. они считают, что с помощью знания можно стать единым с Господом. "Гьяна стоит выше всего; Бог не властен над тем, кто обрел гьяну; Бог стал Всевышним силой своей гьяны, и я тоже стану Всевышним". Поэтому все усилия гьяни направляют на то, чтобы стать независимым от Господа. "Богу неподвластен тот, кто с помощью гьяны достиг освобождения в форме слияния с Ним", – говорят имперсоналисты.

Гьяни и мирские ученые не полагаются на милость Господа, а на силу своего интеллекта. Поэтому их считают непреданными. Хотя некоторые из них в качестве садханы и выбирают преданное служение; а когда им кажется, что они уже достигли совершенства, они забывают о преданном служении. Следовательно, в деятельности философов-рационалистов нет духа вечного служения Господу. Они получают только отблеск истинного знания, лишь один из аспектов чистого преданного служения. Полное же знание можно обрести лишь милостью Господа и обладая безупречной преданностью.

Шри Чайтанья Махапрабху говорит Санатане Госвами в Чайтанья-Чаритамрите:

джн̃āнӣ джӣван-мукта-даш́ā пāину кари' мāне
вастутах̣ буддхи 'ш́уддха' нахе кр̣шн̣а-бхакти вине

Есть множество философов-мыслителей [гьяни], принадлежащих к школе маявады, которые считают, что достигли освобождения и величают себя Нараяной. Однако их разум не очистится до тех пор, пока они не займутся чистым преданным служением Кришне.

Чайтанья-Чаритамрита, Мадхья-лила 22.29

Того, кто привязан к философским размышлениям и стремится лишь к мукти, причисляют к непреданным. Даже служа Господу, такой человек не задается целью обрести Его милость. Горячие поклонники кармы и кармических ритуалов не преданы Господу. Если кто-то трудится, чтобы обрести милость Кришны, его работа, карма, называется бхакти. В деятельности только ради плодов или познания мира нет духовного блага.

Карми Сам Кришна безразличен, и хотя они почитают Его, их главная цель – чувственное счастье. Карма – это не что иное, как корыстная деятельность, поэтому карми тоже считают непреданными.

Йоги иногда стремятся к освобождению, которое является плодом гьяны, а иногда к вибхути, или богатству, – плоду кармы. В том нет духа преданности. Почитателей полубогов и философов-пустословов также считают непреданными. Что уж говорить о тех, кто считает Господа игрой воображения.

К непреданным причисляют и тех, кто забывает о Господе из-за привязанности к наслаждению чувств. Общаясь с непреданными, человек теряет духовный разум и оскверняет сердце желаниями. Чистое преданное служение и общение с непреданными несовместимы.

А теперь поговорим о вредном общении. Вот цитата из разговора Господа Чайтаньи с Санатаной Госвами, она приведена в Чайтанья-Чаритамрите:

асат-сан̇га-тйāга, – еи ваишн̣ава-āчāра
'стрӣ-сан̇гӣ' – ека асāдху, 'кр̣шн̣āбхакта' āра

Вайшнав всегда должен избегать общения с теми, чьи материальные привязанности очень сильны, особенно к женщинам. Также вайшнаву лучше избегать общества тех, кто не предан Господу Кришне.

Чайтанья-Чаритамрита, Мадхья-лила 22.87