Свобода, равенство и любовь

Например, существующие формы регистрации, расторжения и регулирования брачных отношений зарегламентированы до предела, больше запрещают, чем способствуют, а многие актуальные в браке проблемы даже не имеют правовых основ. Нисколько не содействуя здоровому человеческому союзу двоих, они как бы автоматически снимают с них главное – ответственность друг перед другом, и в то же время ничего практически не гарантируют. В результате, супруги, уповающие на "правовые" гарантии брака, буквально "качают права" друг перед другом и грозят различного рода санкциями.

Столь же лицемерно провозглашено равноправие супругов, а на деле – сплошная дискриминация, тысячи неприятных зависимостей друг от друга, к тому же якобы поставленных на правовую основу. И это же декларативное равноправие сплошь и рядом нарушается именем того же закона.

О каком равенстве может идти речь в условиях низкой культуры жизни, дремучей невежественности, когда в браке в той или иной форме идет явная или скрытая война за лидерство? Кроме этого, никакими ссылками на любовь и мораль не скрыть тот факт, что существующий у нас сегодня брачный регламент ставит супругов в зависимость от воли друг друга: всегда есть опасение, что другая сторона может "прогнать" через унизительную процедуру бракоразводного процесса через суд.

На самом деле, нет ничего выше естественного нравственного суда человека над собой, суда совести.

Именно перед своей совестью человек отвечает за судьбу брака…

Если два человека свободны и сами выбирают себе супруга среди множества людей, ничего друг другу не должны, в любое время могут прекратить взаимоотношения, не потерпят зависимости друг от друга, то получается следующее.

Свобода оставляет простор для выбора, а выбор порождает ответственность за него. В случае успеха повышается жизненный тонус (самоуважение). Правильный выбор вдохновляет. Хотя они знают, что у них есть право в любой момент объявить брак недействительным, без последствий, вряд ли воспользуются этим правом опрометчиво. Они будут предельно ответственны и осторожны на всех этапах. Потому что расторжение брака свидетельствует в этом случае, прежде всего о неумении каждого выбирать и распоряжаться своей свободой. О каком самоуважении может идти речь? Полная несостоятельность. Кто же пожелает такого финала?

Только свобода брачных отношений приводит к высокой нравственности супружеских отношений, повышает их ответственность за судьбу брака. Другого пути нет.

Искусственные табу и ханжеские рассуждения о морали только мешают и прикрывают аморальные вещи. Тормозят нравственное совершенствование общества и личности.

Без свободы в браке не может быть подлинного равноправия и равенства супругов. И только при свободе и равенстве общение между супругами становится здоровым, человечным.

Каковым представляется такое общение?

Разумеется, каждый в браке преследует свои интересы. Но насколько супруги будут дипломатичны в их удовлетворении, если знают, что другая сторона свободна и в любой момент может оставить, объявив, что ее не устраивает такой брак! Если они сознательно выбрали друг друга, то они нужны друг другу! Не в их интересах потерять другого. А каждый из них сохранит другого с собой лишь тогда, когда тот будет счастлив от этого союза. В интересах каждого, следовательно, сделать другую сторону счастливой. Делая счастливой другую сторону, человек реализовывает себя, как человека, совершенствуется, как личность. Чтобы сохранить человека рядом с собой, притягивать к себе, как магнит, нужно постоянно быть, как говорится, на высоте.

Просто удивительно, как много проблем будет снято без всяких там запальчивых рассуждений о долге, о морали вообще! Всего-то нужно убрать частокол запретов и инструкций в браке, поставив его на подлинно правовую основу на принципах свободы и равенства.

Конечно, поначалу не избежать и негативных явлений. Люди, никогда не знавшие свободу и демократию, не раз и не два ушибутся, больно сталкиваясь друг с другом Слишком долго приучали полагаться во всем на внешнее бюрократическое общество и лишали личность свободы и ответственности за себя и свою судьбу. И пройдет достаточно много времени, пока у каждого внутри выработается свой механизм брачных отношений, а следовательно, и общественный эталон. Но все же это более надежный и перспективный путь.

Из всех сложностей жизни, пожалуй, самой сложной и противоречивой всегда является ЛЮБОВЬ. Применительно к ней нет ничего достоверно установленного. На каждое утверждение находится свое отрицание, противоположное суждение. Например, говорят, что любовь возникает внезапно и безотчетно, достаточно одной привлекательной черты, чтобы вспыхнула страсть, и приводят в подтверждение тьму примеров. Столь же верно противоположное суждение, что любовь никогда не возникает на пустом месте, что она всегда результат длительной подспудной работы души – иной раз любовь рождается долго и мучительно, и тоже – множество примеров. Но все-таки есть у любви и определенные закономерности, и названные крайности, при зрелом размышлении, вполне укладываются в рамки закономерностей, представляя лишь разные стадии и вариации развития чувства. Выделяют и общие признаки, как бы критерии (например, по В. Ф. Моргуну):

  • продолжение рода;
  • склонность (при гипотетической возможности) перевоплотиться в своего избранника или избранницу;
  • готовность делить все радости и невзгоды пополам в течение всей жизни;
  • самопожертвование (готовность уйти от любимого, если он не любит);
  • общий взгляд на мир ("в одну сторону");
  • критерий "Ромео и Джульетты" (готовность быть с любимым человеком, даже если все родные и окружающие против этого выбора);
  • "кристаллизация" (по Стендалю: "Мне все напоминает о любимом, и думаю о нем, и встречи не дождусь").

Вот почему в любви изначально присутствует основа общения: признание ценности другого, стремление к пониманию, направленность на другого, самоотдача. Только через них человек приходит к осознанию своей ценности, пониманию самого себя, бережному отношению к себе, необходимости саморазвития.

Любовь есть, но она может быть утрачена.