Не делай другому того...

Я нисколько не сомневаюсь в том, что человеческий род будет постепенно совершенствоваться, и главной причиной этого будет отказ от мясоедения…

Г. Д. Торо

Ежегодно в Америке с целью получения мяса забивается 134 млн. голов скота и 3 млрд. птиц. Однако лишь немногие сознают связь между этой кровавой бойней и своим обеденным столом, уставленным всевозможными мясными продуктами. По коммерческому телевидении клоун Рональд Макдональд сообщает детям, что гамбургеры растут на "гамбургеровых планетах". А между тем бойни подобны аду. Животных, мычащих и блеющих от страха, оглушают ударом молота, электрошоком или выстрелом пневматического пистолета, затем вздергивают вверх за ноги и волокут через фабрику смерти на конвейер. Там им, еще живым, перерезают горло и рубят их на куски. Питер Бурваш, экс-чемпион мира по теннису, в книге "Азбука вегетарианства" рассказывает о своем посещении бойни. "Я не кисейная барышня, – пишет он. – Я играл в хоккей, пока не лишился половины зубов. Я сражался на теннисных кортах… Но то, что я увидел на бойне, потрясло меня. Выйдя оттуда, я уже твердо знал, что не причиню никогда зла ни одному животному! Я уже раньше был знаком с экономическими, экологическими и психологическими доводами в защиту вегетарианства, но этот непосредственный опыт, открывший мне всю жесткость, проявляемую человеком по отношению к животным, стал прочной основой моего вегетарианства".

Греция и рим

Во все времена великие люди из этических соображений становились вегетарианцами. Так, Пифагор, греческий философ и ученый, известный своим научным вкладом в геометрию, говорил: "О дорогие друзья, не оскверняйте свои тела греховной пищей. На ветвях растут злаки, ветви деревьев гнуться под тяжестью яблок и других плодов, виноград зреет на ваших лозах. Здесь изобилие ароматных трав и овощей, которые можно варить на огне, здесь есть для вас молоко и благоухающий мед. Земля с любовью дарует нам вои сокровища – пищу, лишенную греха, предлагая пир без убийства и кровопролития. Плотью же могут утолять голод только звери, и то не все, ведь лошади, коровы и овцы питаются травой". Диоген Лаэрций, биограф Пифагора, рассказывает, что Пифагор ел хлеб с медом по утрам и сырые овощи – вечером. Рыбакам он платил за то, что они выкидывали свои рыболовные сети в море. Римский писатель Плутарх в своем эссе "О поедании плоти" пишет: "Интересовались ли вы когда-нибудь, почему Пифагор воздерживался от мяса? Однако меня интересует, при каких обстоятельствах и в каком состоянии ума человек впервые коснулся своим крови и плоти убитых животных, уставив столы разлагающимися мертвыми телами и рискнул назвать пищей то, что еще недавно плакало, блеяло, мычало, двигалось и жило? Могут ли глаза спокойно смотреть на то, как перерезают горло, сдирают шкуру и одну часть тела отделяют от другой? Как ноздри могут выдержать это зловоние? Неужели не вызывает тошноту нечистый вкус чужой растерзанной плоти? Как можно наслаждаться соком смертельных ран? Те, кого мы едим – не львы и не тигры, которых мы убивали бы из соображений самозащиты, напротив, мы убиваем безобидных домашних животных, не имеющих когтей и клыков, чтобы дать нам отпор. Желая получить немного их плоти, мы лишаем их солнечного света, жизни, на которую они имеют полное право, поскольку родились в это мире, чтобы жить. "Он бросает вызов мясоедам: "Если вы заявляете, что для вас естественна такая пища, то сначала сами убейте того, кого собираетесь съесть. Но сделайте это тем, что дано вам Природой, не пользуясь топором, дубиной или каким-либо иным орудием".

Леонардо, Руссо, Франклин…

Великий художник, скульптор, поэт и изобретатель Эпохи Возрождения Леонардо да Винчи в своих дневниках приводил этическое обоснование вегетарианства. "Тот, кто не ценит жизнь, не заслуживает ее". Он называл тела мясоедов "ходячими кладбищами", из животных, которых они пожирали. Его дневники полны записей, свидетельствующих о его состраданиях к живым тварям. "Эти бесчисленные животные, – сетует он, – рождают детенышей, которые будут у них отняты, растерзаны и убиты".

Защитником естественного жизни был французский философ-просветитель Жан Жак Руссо. Он отмечал, что плотоядные животные гораздо более агрессивны и жестоки, чем травоядные. Из этого он сделал вывод, что вегетарианство сделает человека намного более сострадательным. Он предлагал также лишить права выступать свидетелями в суде и занимать места присяжных.

Экономист Адам Смит в книге "Достояние народов" доказывал преимущество вегетарианского питания: "Очень сомнительно, что для поддержания жизни нам необходимо мясо убитых животных. Овощи и зерновые, молоко, сыр, сливочное мало; растительное масло, дают нам полноценную, обильную, питательную, калорийную пищу. Никакие разумные соображения не требуют от человека, чтобы он питался убоиной". К тем же выводам пришел и Бенджамин Франклин, став вегетарианцем в возрасте шестидесяти лет. Перемены, которые в нем после этого произошли, он охарактеризовал так: "ясная голова и повышенная сообразительность". В своей автобиографии он называл мясоедение "ничем не оправданным убийством".

Убежденным вегетарианцем был английский поэт Перси Биши Шелли. В своем эссе "В защиту естественного питания", он писал: "Пусть сторонник убоя животных для употребления их в пищу попробует провести над собой эксперимент, чтобы проверить, способен, как это рекомендует Плутарх, растерзать своими собственными зубами живого ягненка, и, погрузив голову в его внутренности, утолить свою жажду струящейся кровью… тогда и только тогда можно говорить, что он последователен в своих поступках". Шелли заинтересовался вегетарианством еще будучи студентом Оксфорда, и вместе со своей женой, Гарриет, прекратил есть мясо вскоре после свадьбы. Его жена в одном из своих писем, датированным 14 марта 1812 года пишет подруге: "Мы отказались от мяса и приняли пифагорейскую систему питания".

В своей поэме "Королева Маб" Шелли описывает мир-утопию, где люди не убивают животных:

"…Теперь он больше не убьет ягненка, глядящего ему в лицо, не станет жадно поглощать истерзанную плоть того, кто, мстя ему за попранные законы природы, стал причиной гниения соков его тела, его суеверий и дурных страстей, ненависти, разочаровав отвращения в его сердце, страданий от ран, болезней, смерти и злодеяний. "

Великий писатель и мыслитель Лев Толстой в 1885 году стал вегетарианцем. Отказавшись от охоты, которой он занимался ради развлечения, и провозгласив "вегетарианский пацифизм", он выступал против убийства даже мельчайших существ. Он понимал, увеличение насилия неизбежно приведет к войне в человеческом обществе. В своей работе "Первая ступень" Толстой писал: "Нельзя притворяться, что мы не будем смотреть, то не будем того, что мы не хотим видеть. Тем более этого нельзя, когда мы не хотим видеть того самого, что мы хотим есть. И главное, если бы это было необходимо. Но, положим, необходимо, но на что-нибудь нужно? Ни на что. Только на то, чтобы воспитывать зверские чувства, разводить похоть, блуд, пьянство. Что и подтверждается постоянно те, что молодые, добрые, неиспорченные люди, особенно женщины и девушки, чувствуют, не зная, как одно вытекает из другого, что добродетель несовместима с бифштексом, и как только пожелают быть добрыми, бросают мясную пищу".

Толстой верил, что желая быть совершенным, "первое, от чего будет воздерживаться человек, будет всегда употребление животной пищи, потому что, не говоря о возбуждении страстей, производимой этой пищей, употребление ее безнравственно, так как противного нравственному человеку – убийства – и вызывается только жадностью, желанием лакомства".

Композитор Рихард Вагнер утверждал, что любая жизнь священна. Вегетарианство он называл "естественным питанием, которое могло бы спасти человечество от склонности к насилию, помочь нам вернуться в "потерянный рай". В определенный период жизни вегетарианцем был американский писатель и философ Генри Девид Торо. И хотя его собственная практика была не очень последовательной, он высоко оценивал вегетарианство. В своей книге "Уолден" он писал: "Разве не позор человека – быть плотоядным животным? Конечно, он может жить припеваючи и живет так ценой мучений других животных, но это – путь страданий, и это знает каждый из тех, кто душит кроликов и режет ягнят. Тот человек, который научит людей выбирать более невинную и здоровую диету, будет признан благодетелем человеческого рода. Каков бы ни был мой собственный опыт, я нисколько не сомневаюсь в том, что человеческий род будет постепенно совершенствоваться, и главной причиной этого будет отказ от мясоедения, подобно тому, как в свое время племена дикарей перестали пожирать друг друга, встретившись с более цивилизованными людьми".