Не делай другому того...

Двадцатый век

Общеизвестно, что великий "апостол" ненасилия Махондас Ганди был вегетарианцем. Его родители, набожные индусы, никогда не давали ему мяса, рыбы или яиц. Однако в период британского правления началась массированная атака на тысячелетние устои и культуру. Под ее давлением многие индусы начали перенимать западные привычки, в том числе и мясоедение. Даже Ганди в юности стал их жертвой. Под влиянием одного из своих школьных друзей он начал есть мясо, т. е. последний убедил его, что мясо дает человеку силу и смелость. Однако, позднее Ганди снова пришел к вегетарианству, о чем писал: "Необходимо исправить ту ошибку, которая находится в утверждении, что вегетарианство сделало нас слабыми умом, пассивными и бездеятельными. Я считаю, что ни при каких обстоятельствах в мясной пище не может быть никакой необходимости". Ганди писал книги по вегетарианству. Его собственная ежедневная диета включала в себя проросшую пшеницу, миндальную пасту, зелень, лимоны и мед. Он основал ферму, присвоил ей имя Толстого. Это была коммуна, исповедавшая принципы вегетарианства. В своей книге "Моральные основы вегетарианства Ганди писал: "Я считаю, что употребление в пищу плоти не годится для человеческого рода. Поскольку сами мы выше животного мира, то ошибемся, подражая ему. "Он понимал, что этические принципы являются более сильной защитой в поддержку вегетарианской диеты, чем утверждение о ее благотворном воздействии на здоровье. "Я чувствую, – говорил он, – что духовный прогресс требует определенно стадии, на которой мы должны прекратить убивать наших "меньших братьев" для удовлетворения своих телесных потребностей". Великий драматург Джордж Бернард Шоу стал вегетарианцем в двадцать пять лет. "Тем, кто первым открыл мне глаза на жестокость моего питания, был Шелли", – писал он в своей автобиографии. Врачи убеждали его, что такая диета станет причиной его смерти. Когда Шелли был уже глубоким стариком и его спрашивали, почему он не пойдет к тем врачам и не убедит их, что вегетарианство пошло на пользу его здоровью, он отвечал: "Я бы с удовольствием, но все они давно умерли". Однажды его кто-то спросил, почему он так молодо выглядит. "О, нет, – возразил Шоу, – я выгляжу ровно на столько, сколько мне в действительности. Это другие выглядят старше своих лет. Что можно ожидать от людей, поедающих трупы?" Вот что писал Бернард Шоу о связи между мясоедением и насилием в человеческом обществе:

"По воскресеньям мы молимся Богу, чтобы Он дал нам свет, чтобы озарить путь, по которому мы идем; мы устали он войны, мы не хотим сражаться и в то же время объедаемся мертвечиной… "Герберт Уэллс в своей книге "Современная утопия", представляя картину будущего мира, писал: "Ни в одном из районов Утопии вы не найдете мяса. Раньше его употребляли. Но теперь мы не можем даже думать о бойнях. Среди населения, которое высоко, но и близко к такому же уровню физической чистоты и утонченности, практически невозможно отыскать кого-либо, кто разделывал бы мертвого вола или свинью… Помню, был тогда ребенком, когда праздновали закрытие последней бойни. "Лауреат Нобелевской премии Айзек Бешевис Сингер стал вегетарианцем в 1962 году, в возрасте 58 лет. Конечно, я сожалею, что сделал это так поздно, но лучше поздно, чем никогда", – говорил он.

По его мнению, вегетарианство и мистическое учение и неотделимы друг от друга: "Все мы – создания Бога, и наша молитва Богу о милости и справедливости в то время, когда мы продолжаем поедать плоть животных, убитых за наши деньги, совершенно несостоятельна. "Признавая благотворное воздействие вегетарианства на здоровье, он заявлял со всей определенностью, что этические соображения в этом плане являются важнейшими: "Если бы мне даже доказали, что мясо полезно, я все равно не стал бы его есть".

Сингер решительно возражает интеллектуалам и рационалистам, которые пытаются оправдать мясоедение: "Всевозможные философы и религиозные деятели пытаются убедить своих учеников и последователей в том, что животные – не более, чем машины без чувств. Но любой, кто когда-нибудь держал у себя животное – будь то собака, птица или даже мышь, – знает, что эта теория – наглая ложь, выдуманная для того, чтобы оправдать жестокость", – писал он.

Вегетарианство и религия

Отказ от мяса был частью религиозной практики фактически во всех вероисповеданиях. Некоторые египетские жрецы были вегетарианцами и избегали есть мясо, чтобы облегчить исполнение обета целомудрия. Они также не употребляли в пищу яйца, называя дикой плотью".

Несмотря на то, что в Ветхом Завете, фундаменте иудаизма, содержатся некоторые предписания по поводу мясоедения, очевидно, что идеальный вариант – это вегетарианство. В книге Бытия сам Бог провозглашает: "… вот, я вам дал всякую траву, сеющую, которая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод будет древесный, сеющий семя: вам сие будут в пищу". (1.29) В английском переводе Библии последние слова звучат примерно так: "… вам это будет вместо мяса". По Библии за заре творения даже животные не ели плоти. В книге Бытия Бог также говорит: "А всем зверям земным и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал всю зелень травяную в пищу. И стало так". (Быт. 1.30). Бытие также прямо запрещает мясоедение: "Только плоти с душою (в английском переводе Библии буквально "… с жизнью ее) ее, с кровью ее, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша (в англ. переводе "… кровь ваших жизней… "), взыщу ее от всякого зверя (Быт. 9.4.5). В поздних книгах Библии главные пророки также осуждают мясоедение. Так, Исайя указывает: "К чему мне множество жертв ваших? – говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов, и туком откормленного скота; крови тельцов и агнцев не хочу я. ""И когда вы простираете руки ваши, я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, я не слышу; ваши руки полны крови". (Ис. 1.11.15). Наиболее отвратительно убийство коров: "Закалывающий вола – то же самое, что убивающий человека". (Ис. 66.3).

Библия рассказывает историю Даниила, который находясь в вавилонской тюрьме, отказался есть мясо, предпочитая ему простую вегетарианскую пищу. Главный аргумент многих христиан в пользу потребления мяса – многочисленные указания в Новом Завете на то, что Христос ел мясо. Однако углубленное изучение греческих рукописей показывает, что в подавляющем большинстве своем слова, переведены как мясо" – "трофе", "броме" и др. означают "пища", "еда" и широком смысле. Так в Евангелии от Луки (8.55) мы читаем о том, что Христос, вернув к жизни мертвую девушку, велел дать ей мяса (так в английском переводе Библии, в русском синодальном же "… велел дал ей есть" (Лука 8.55). В греческом оригинальном дается слово "фаго", его точный перевод не "мясо", а всего лишь "есть". Поэтому, правильно было бы перевести слова Христа "Дайте ей поесть". По-гречески мясо и плоть – "креас". Это слово нигде не поминается в повествовании о Христе. В Новом Завете нет непосредственных указаний на то, что Иисус ел мясо. Это совершенно точно соответствует знаменитому пророчеству Исайи о проходе Христа, в котором говориться: "… се, Дева во чреве примет, и родит сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе" (Ис. 7.14-15).

Раннехристианский автор, Клемент Александрийский, один из отцов церкви, рекомендовал питание без мяса, ссылаясь на пример апостола Матфея, который "принимал в пищу семена, орехи, овощи и не ел мясо". Иероним, один из лидеров раннехристианской составивший латинский перевод Библии, который используется и по сей день, писал: "Блюда из овощей, фруктов, стручковых легко приготовить, они не требуют больших затрат". Он считал такое питание наилучшим для тех, чья жизнь отдана обретению мудрости. Св. Иоанн Хризостом, считая мясоедение жестоким и противоестественным для христианина, говорил: "Мы подражаем волкам и леопардам, но, скорее всего, мы даже хуже, чем они. Для них такая пища предназначена природой, нас же Бог благословил, наделив речь и чувством справедливости, а мы стали хуже диких зверей". Св. Бенедикт, основавший в 529 году монашеский Орден, носящий его имя, настаивал на том, чтобы его последователи питались вегетарианской пищей. В монашеском Ордене траппистов с самого начала е о существования с 18 в. существовал запрет на употребление мяса, яиц и других животных продуктов. Эти правила были несколько смягчены Ватиканским собором в 1960 г., но большинство траппистов по-прежнему вегетарианцы. Нужно отметить, однако, что во многих траппистских монастырях выращивают крупный рогатый скот. Его продают на бойню, чтобы получить финансы.

Неизменно рекомендует вегетарианство для своей паствы церковь Адвентистов Седьмого Дня. Широкой публике мало известно, что мощная американская индустрия "хлебных завтраков" появилась на одном из адвентистских оздоровительных курортов и была основана доктором Джоном Х. Келлогом. Он постоянно изобретал все новые виды вегетарианских завтраков для богатых пациентов санатория в Бэтл Крик. Одним из его изобретений были кукурузные хлопья, которые впоследствии стали популярны во всем мире.

Больше всего вегетарианство проживает в Индии, на родине буддизма и индуизма. Буддизм возник как реакция на повсеместное распространение убоя животных, которое совершалось из-за неправильного толкования религиозных ритуалов. Будда положил кон практике, провозгласив свою доктрину ахимсы, т. е. ненасилия.

Индийская философия ненасилия

Ведические писания Индии, предшествовавшие буддизму, также подчеркивают важность ненасилия как этической основы вегетарианства. В "Ману-самхите", древнеиндийском своде законов, говориться: "Невозможно получить мясо, не причинив страдания живому существу, а вред, приносимый способным чувствовать живым существам не дает обрести небесное блаженство, поэтому следует остерегаться употреблять в пищу мясо". В другом месте "Ману-самхиты" говориться: "Хорошо обдумав, каким отвратительным способом получают мясо и как жестоко связывать и забивать животных, человек должен навсегда отказаться от поедания плоти". За прошедшие годы движение Харе Кришна распространило этические принципы вегетарианства по всему миру. Шрила Прабхупада, Ачарья – Основатель Движения, как-то заметил: "В "Ману-самхите" дается принцип "жизнь за жизнь" и этот принцип фактически существует во всем мире. Есть и другие подобные законы, которые утверждают, что никто не может убить кого-либо, не понеся на это наказания. Мы не способны никого сотворить, а поэтому не имеем права убивать ни одно живое существо. Состряпанные человеком законы, проводящие различие между убийством человека и убийством животного, несовершенны… По закону Бога убийство человека и убийство животного одинаково наказуемы. Те же, что видят в этом различие, состряпали свои собственные законы. В Десяти заповедях говориться: "Не убий". Этот совершенный закон люди извратили посредством различных спекуляций и разграничений. "Я могу убить животное, но не могу убить человека". Так люди обманывают себя сами, навлекая страдания на себя и других".

Подчеркивая ведическую концепцию единства всего живого, Шрила Прабхупада говорит далее: "Все живые существа – божьи твари, несмотря на то, что обладают разными телами. Господь – духовный отец каждого. У отца может быть много детей, некоторые очень разумны, другие не совсем. Но если разумный сын скажет отцу: "Мой брат не слишком умен, можно я убью его?". Разве отец на это согласиться? Точно также, Бог – высший отец, не позволяет убивать животных, которые тоже являются Его детьми".