Животные и духовность

В Ведах – древнеиндийских рукописях на санскрите – берет свое начало одно из основных понятий ведической философии: учение об ахимсе, непричинении зла существам, способным чувствовать.

В Ману-смрити, одном из самых ранних сакральных текстов Индии, записано: "Невозможно получить мясо, не убив живое существо; но ведь убийство противоречит принципу ахимсы, а стало быть, ты должен отказаться от мяса".

Веды осуждают не только мясоедов. Не меньшая вина лежит на тех, кто соучаствует в убийстве живого существа, санкционирует его, разделывает тушу, покупает, продает мясо, и даже подает на стол. Только тот, кто не участвует ни в одном из этих деяний, может считаться следующим принципам ахимсы.

Всякая жизнь достойна почитания, поскольку тело является лишь оболочкой души. Так говорят Веды. Согласно ведическим текстам, существует 8 400 000 форм жизни, хотя, безусловно, часть из них относится к более высокоразвитым, нежели все остальные. Однако жестокое обращение и с теми, и с другими, и с высшими, и с низшими живыми существами противоречит принципу ахимсы.

Интересно, что задолго до того, как св. Франциск был признан европейцами покровителем животных, мудрецы Индии признавали наличие души у абсолютно всех живых существ! Веды утверждают, что вечная душа переходит их тела в тело, от существа к существу, пока, наконец, не воплотиться в форму человека. обладающего способностью познать Абсолютную Истину. Тем самым сможет завершиться цепь рождений и смертей, и душа получает шанс вернуться, наконец, в царство Господа.

А теперь давайте проследим еще за одной мыслью. Санскритские рукописи утверждают: случалось, что даже души, облаченные в тела животных, достигали освобождения от перерождений. Это лишний раз доказывает, какой высокой степени достигало равноправие людей и животных с точки зрения Вед. Ни одна другая мировая религия не оставляет права душам животных достичь Царства Божьего!

Согласно писаниям, душа животного достигает освобождения когда животное это удостаивается дружеского расположения великого святого, либо воплощения Господа. Такие события случаются нечасто, поэтому приобретают особую значимость. Самый недавний пример – жизнь Шри Чаитаньи Махапрабху, являющегося инкарнацией Самого Господа Кришны. Во время паломничества в Южную Индию Шри Чайтанья шел через лес Джарикханда. "Шри Чайтанья Чаритамрита", бенгальский текст, датируемый XVI веком, рассказывает, что в этот момент Чайтанья исполнился любви к Богу и стал танцевать, вдохновенно повторяя Харе Кришна мантру. И тогда слоны, тигры, олени и птицы подхватили мантру и принялись танцевать вместе с Ним. Столь велика была любовь Чаитаньи к Господу, что подвигла бессловесных тварей воспевать славу Всевышнему – каждого на своем языке. Далее сообщается, что все эти животные впоследствии были спасены, то есть избавлены от необходимости воплощаться в новых телах в материальном мире, и достигли Царства Бога.

В "Чайтанья Чаритамрите" имеется еще одно весьма любопытное повествование также о Шри Чаитанье, точнее, о собаке, прирученной Им. В рукописи рассказывается, как паломники, явившиеся поклониться Чаитанье Махапрабху, увидели собаку, лежащую у Его ног. Великий учитель кормил животное мякотью кокосового ореха.

  • Восславь имя Кришны! – сказал Чайтанья собаке, и она явственно пролаяла:
  • Кришна! Кришна!

Рукопись повествует, что душа животного удостоилась великого блага освободиться и вернуться в духовный мир. Нелишним будет отметить, что "Шри Чайтанья Чаритамрита" сегодня признана вайшнавами частью ведического канона.

Таким образом, ведическая религия проповедует не только вегетарианство, но и духовное равенство всех живых существ. Как можно поднять руку на львов и слонов, танцующих в религиозном экстазе или собаку, способную произнести имя Бога и войти в Его Царство?! И только исповедуя вегетарианство, можно утверждать, что ты считаешь всех Божьих тварей равноправными.