Ненасильственное управление конфликтами

Отсутствие дееспособных моделей разрешения конфликтов, государственных и социальных проблем в современном обществе заставляет искать альтернативные подходы в философских и культурологических традициях, обращать взгляд на мир в целом. В современной парадигме юридических отношений равноправными субъектами признаются люди независимо от пола, вероисповедания, национальной принадлежности и это считается большим достижением демократии. Мы надеемся, что в ближайшем будущем произойдет переосмысление этого положения в сторону расширения этой категории и включения в нее нерожденных детей и животных.

Во вселенной все связано со всем, поэтому тот, кто желает спасти человеческое общество от конфликтов должен прекратить совершать насилие по отношению к природе вообще. Другими словами ненасильственное разрешение конфликтов зависит от того насколько мы вытесняем насилие из самих себя. Положительно, что сейчас меняется воззрение на природу как на бесчувственный источник ресурсов. Растет озабоченность состоянием окружающей среды: воздушного, водного, космического пространств. Поставлена проблема ноосферы. Несмотря на прогрессивные негэнтропийные процессы совершается большое насилие по отношению к бесправным живым существам, имеющим, однако, не меньшее право на жизнь, чем homo sapiens. Делаются попытки оправдать детоубийство и массовый забой скота тем, что эмбрион или животное не являются сознательными, разумными существами. На такую точку зрения оказывает влияние устаревший редукционизм, сводящий феномен сознания к биохимическим процессам.

По данным статистики ФАО в 1984 г. в 200 странах мира было убито скота:

  • крупный рогатый скот и телята – 229 249 тыс.,
  • буйволы – 7269 тыс.,
  • овец – 409 500 тыс.,
  • лошади – 4032 тыс.,
  • свиньи – 765 424 тыс.

В одних лишь Соединенных Штатах каждый год более чем 5 млрд. животных убивается для пищевой переработки и 100 млн. без крайней нужды подвергаются вивисекции.

Animal Liberation Magazine
October – December, 1987. Australia

По словам Трайона,

…Тогда прекратится всякая вражда (когда не будут убивать животных). Тогда не будет ни потоков крови убитых животных, ни зловония мясных рынков, ни окровавленных мясников, ни грома пушек, ни сожжения городов.

Все о вегетарианстве. М., 1992. с. 208

Аналогично этому осмысливались причины конфликтов и на Востоке, где за внешней формальной причиной видели отдаленную действительную причину действия. Считалось, что никто не имеет права без нужды прерывать процесс жизни, ибо что сеет человек, то и пожинает; насилие рождает насилие.

Таким образом, теоретико-методологические принципы исследования конфликтов могут быть рассмотрены с точки зрения целостно-экологического подхода, что позволяет ставить вопрос о превентивных способах управления конфликтами.