Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны.

Не в первый раз русский народ переживает нашествие иноплеменных, не в первый раз ему принимать огненное крещение для спасения родной земли. Силен враг, но "велик Бог земли Русской", как воскликнул Мамай на Куликовском поле, разгромленный русским воинством. Господь даст, придется повторить этот возглас и теперешнему нашему врагу.

Из обращения митрополита Сергея, октябрь 1941

В сентябре 1939 года нападением Германии на Польшу началась вторая мировая война. После разгрома Польши потенциальный противник вышел на границы нашего государства. Над страной нависла грозная опасность, которая побуждала к единению, к преодолению вражды и ненависти. В последние предвоенные месяцы давление на Русскую Православную Церковь ослабло, волна репрессий утихла. 22 июня 1941 года, в день всех святых в земле Российской просиявших, Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Во второй раз за ХХ век Германия вступила в смертельную борьбу с Россией, обернувшейся для нас новой национальной катастрофой. Но в отличие от 1914 года нашей стране противостояла теперь не Империя Гогенцоллернов, которая принадлежала все-таки христианской Европе, а разбойничий Третий рейх, поправший все Божьи и человеческие законы, провозгласивший расизм своей официальной идеологией, стремившийся к истреблению одних и порабощению других народов. Вожди нацисткой партии открыто отвергали христианские нравственные ценности и предпринимали мракобесные опыты по возрождению древнегерманского языческого культа. Как известно, до В. О. В. Русская православная церковь переживала одно из тяжелейших времен своего существования. Церковь подвергли жестоким гонениям: варварски рушили храмы, тысячами убивали и ссылали священнослужителей, да и просто верующих людей.

И вот на 22 июня 1941 года был намечен очередной взрыв храма Рождества Богородицы в Путинках; в тот же день должны были быть переданы ключи от церкви Ильи Обыденного (проведенную накануне Божественную Литургию почитали за последнюю в этом храме). Но 22 июня, с объявлением войны народ повалил в храмы. Изгладилась из памяти и так называемая "безбожная пятилетка", конец которой приходился на 1943 год, когда в стране должен был быть закрыт последний храм и уничтожен последний священник. Вместо этого, как известно, было восстановлено Патриаршество. Удивительно, но тот же 1943 год должен был стать годом основания "немецкой национальной церкви". Крестным отцом германской религии будущего был небезызвестный Альфред Розенберг. Уроженец Прибалтики, он долгое время жил в Петербурге, учился в Московском университете, был вхож в Религиозно-философское общество и социал-демократические круги, водил знакомство с А. Блоком, Д. Мережковским, Л. Троцким. После большевистской революции вплоть до выезда в 1919 г. в Мюнхен он член Пролеткульта. Вслед за заместителем Гитлера по партии Мартином Борманом, прямо заявлявшим (в 1941) о том, что " национал-социализм и Христианство непримиримы", А. Розенберг писал: "Христианский крест должен быть изгнан из всех церквей, соборов и часовен и должен быть заменен единственным символом свастикой".

Целью войны для Гитлера и его приспешников было расчленение нашей страны и порабощен славянских народов. Поэтому в случае победы Германии Православной Церкви, высшей святыне русского народа, грозило жестокое гонение. Но фашистские идеологи прикрывали свою разбойничью войну именем Бога, называли ее крестовым походом. В пропагандистских целях оккупационные власти исполняли коварное указание Гитлера: " Мы должны избегать, чтобы одна Церковь удовлетворяла религиозные нужды больших районов, и каждая деревня должна быть превращена в независимую секту… Коротко говоря, наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении одной и каждой формы разъединения и раскола".

Но, к счастью, этого не случилось. Советское правительство во многом изменило свое отношение к Русской православной церкви. И самым ярким доказательством является тот факт, что в 1943 г. был избран Патриарх. 8 сентября 1943 г. состоялся съезд архиереев. В деяниях Собора участвовало 19 архиереев. Некоторые из них были доставлены из лагерей и ссылок. Слово взял митрополит Алексий: "Уже давно среди нас, епископов, – сказал он, – зрел вопрос о том, что необходимо довершить строительство церковное настоящим возглавлением Православной русской церкви Святейшим Патриархом. Владыка митрополит Сергий в течение 17 лет фактически несет обязанности Патриарха. Я думаю, этот вопрос бесконечно облегчается для нас тем, что у нас уже имеется носитель Патриарших полномочий, поэтому я полагаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви в звании Патриаршего Местоблюстителя". Предложение было встречено единодушным одобрением. Собор архиереев избрал Священный Синод Русской Православной Церкви. 19 сентября 1943 года состоялась интронизация Патриарха в кафедральном Богоявленском соборе. После избрания Патриарха сделаны были дальнейшие шаги на пути нормализации взаимоотношений между Православной церковью и Советским Правительством. 8 октября 1943 года был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР. В его компетенцию входило содействие в установлении связей между Правительством и Московской Патриархией. Председателем совета стал Г. Г. Карпов.

В сентябре 1943 года возобновилось издание "Журнала Московской Патриархии". Редактором журнала стал сам Патриарх. Важнейшей заботой Патриарха было замещение архиерейских кафедр, большинство из которых вдовствовало. Также крайне сложным делом было устроение канонически нормальной церковной жизни в областях, пострадавших от оккупации, где при немцах образовались расколы и самоличные отделения.

Русская Православная церковь оказывала и немалую материальную поддержку нашей армии. Так, к дню 24-й годовщины Красной Армии верующие столицы внесли на подарки защитникам Родины 1.5 млн. рублей. К 25-летнему юбилею Красной Армии на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского верующие Московской области собрали свыше 2-х млн. рублей, а в ноябрьские праздники того же года около 500.000 рублей. По инициативе московских пастырей прихожанами был организован сбор металлолома на нужды обороны, одежды, обуви и других необходимых фронту вещей.

Только за первые три военных года около 200 храмов Московской области сдали на нужды обороны 12 млн. рублей.

Список данных о пожертвованиях верующих можно продолжать еще долго и долго.

18 мая 1944 года скончался Патриарх Сергий. Это было новым испытанием для Русской Православной Церкви. Потому что в лице Патриарха Сергия церковь потеряла своего верного служителя.

"Путь святителя Сергия на протяжении почти 20-летнего управления им Русской Церковью был неизмеримо труден, – писал через два года после кончины Патриарха М. Калаш, – но он все трудности преодолел, вынес все испытания. В его личности сочеталось богатство самых разнообразных дарований, обычно взаимно исключающих друг друга, и таких же душевных качеств. Он был и отвлеченный мыслитель-богослов, духом устремленный к вечности Царствия Божия, и большой ученый с широкой и разнообразной эрудицией, с редкостным пониманием поворотных моментов человеческой истории. При пленительной доброте и мягкости души обладал он несокрушимой волей. Он не испытывал растерянности там, где многие видели ужас последнего крушения. И потому оказался он на высоте в труднейшей роли не только руководителя, но и воссоздателя Русской Церкви… "

И вот началась страшная война, в которой враг имел единственную цель: уничтожить Россию, Святую Русь, уничтожить народ России, стереть с лица земли само понятие Россия. Тогда произошло событие, имеющее огромное значение для судеб России, а может быть и для всего мира. Не часто такое было в истории народов и потому они должны оставаться в памяти людей для нашего укрепления, утверждения в вере и надежде, что не оставлены Промыслом Божьим. Речь будет идти об иконе Божьей Матери.